Аналитико-инновационные сессии

Личностные результаты

 

Осуществляемые в аналитико-инновационной сессии распредмечивание – вывод участников из круга привычных представлений, стереотипов, переосмысливание и всесторонний охват мышлением различных аспектов собственной деятельности, осознание участниками сессии собственных ценностей и построение нового комплексного понимания своей деятельности, ревизия целей и проблематизация – осознание тех противоречий (проблем), которые мешают или могут в будущем помешать достижению целей, восприятие этих «объективных» проблем как личных проблем и понимание их сущности – обычно оставляют глубокий след в сознании участников сессии, меняют стереотипы их поведения, а иногда – и некоторые ценности. Этот след тем глубже и значимее, чем больше эмоциональный накал обсуждений и рассуждений, чем острее позиционные конфликты. Решающую роль в формировании этого следа играет рефлексия – один из основных инструментов работы ведущих (игротехников, методологов). Для многих участников рефлексия во время сессии впервые в жизни позволяет взглянуть как бы со стороны не только «на себя», но и «в себя», увидеть собственные нормы жизни и деятельности, свои критерии принятия решений, основания для поступков, при более глубоком взгляде – свои ценности – и перевести свои поступки, совершаемые по традиции, по мгновенному озарению или прихоти в сферу рационального осмысления и регулирования.

Как правило, личностные результаты сессии выражаются в следующих изменениях:

  • изменение видения мира, открытие в нем сторон, явлений, закономерностей, ранее проходивших мимо сознания;
  • повышение самооценки, оценки собственного интеллекта, уверенности в возможности принятия собственных эффективных решений, порой противоречащих «заветам гуру» (авторитетов менеджмента, маркетинга и др.), но обоснованных глубоким пониманием мира и себя, а не заимствованным из чужих рук знанием;
  • углубление самоопределения в профессиональной позиции, осознание своих сильных и слабых сторон в деятельности и коммуникации;
  • осознание необходимости постоянной критики со стороны коллег, подчиненных, других лиц, обнаруживающих слабые места в идеях, выводах, предложениях: «Мой друг не тот, кто всегда говорит мне "да", а тот, кто говорит мне "нет"»;
  • повышение познавательной активности в области теоретического знания, ранее отвергавшегося с позиции «практика»;
  • овладение приемами коммуникации, позволяющими быстро достичь понимания своих мыслей;
  • овладение приемами аргументации своих предложений, убедительной для оппонентов.

 

Устойчивые личностные результаты, следы которых проявляются и через несколько лет, обычно формируются в аналитико-инновационных сессиях продолжительностью от 3 дней и периодически (1 раз в 6 – 9 месяцев) повторяющихся. Но и краткосрочные сессии могут оставить личностные результаты у людей, восприимчивых к новшествам, готовых пересматривать свои позиции, если это будет вызвано осознанными причинами, стремящихся повышать свою самооценку и оценку себя окружающими по результатам своей деятельности.

Личностные результаты позволяют рассматривать аналитико-инновационные сессии не только как инструмент консалтинговой, но и как эффективный инструмент образовательной деятельности.