Командообразование

Работа в команде – один из самых эффективных способов организации коллективной деятельности в любой компании или органе власти, позволяющий получить синергический эффект от соединения усилий всех членов команды для реализации каких-либо проектов. Однако использование этого метода организации зачастую связано с существенными ошибками.

Команда не имеет жестко зафиксированной организационной структуры. Распределение ролей, функций и ответственности в команде осуществляется на основе самоорганизации. Иерархически организованные рабочие группы, не говоря уже об организациях, не являются командами и не могут обеспечить преимуществ командной работы. Членов команды объединяет общая цель. При этом они должны иметь разные функции и решать разные задачи, обладать взаимно дополняющими разными компетенциями, не быть «клонами» друг друга. Бригада землекопов, одинаково копающих канаву одинаковыми лопатами, не является командой, в ней нет синергического взаимодействия членов, каждый делает свою часть работы независимо от того, что и сколько копает его сосед.

Командная организация работы неприменима для организации постоянной деятельности в режиме воспроизводства, она используется только для реализации проектов, имеющих точно указанные результат и срок его получения (команды, работающие в условиях чрезвычайных ситуаций: пожарные, аварийные и др. – имеют не установленный срок, а требование достижения результата за минимальное время). Постоянная, воспроизводимая деятельность требует создания организации с четкой функциональной и организационной структурами. Тем не менее, в таких организациях могут периодически формироваться команды работников, временно освобождаемых от постоянных функций для реализации проектов. Это характерно, например, для инновационно-активных организаций.

Ярким примером команды может быть футбольная команда. Нападающие, защитники, вратарь выполняют разные функции, но должны понимать действия и возможности друг друга и взаимодействовать для наилучшего достижения общей цели – добиться наилучшего возможного соотношения забитых и пропущенных голов. Каждая игра – проект, реализуемый такой командой в заданное время.

В литературе справедливо отмечают такие необходимые характеристики команд, как умение ладить друг с другом, доверие, общие подходы для решения задач, общий объём знаний, внутренняя культура (субкультура), умение подчинять личные цели целям команды. Члены команды не должны быть одинаковыми, иначе общими оказываются не только сильные стороны, но и слабые – нужно, чтобы слабые стороны одних компенсировались сильными сторонами других.
При этом нужно отметить, что общий объем знаний не означает, что все члены команды должны обладать одними и теми же знаниями, но они должны понимать друг друга, работая в разных предметных областях.

Тренинги командообразования отрабатывают обычно такие качества членов команды как доверие, умение ладить друг с другом и подчинять свои цели целям команды. Не отрицая важности этих качеств, заметим, что в числе других отмеченных выше необходимых качеств они играют обеспечивающую роль, создают социально-психологическую основу команды, но никак не влияют на создание общей субкультуры и умения синергически соединять свои компетенции.

Центр системных и стратегических решений «Самарская школа бизнеса» оказывает консалтинговые услуги в формировании управленческих команд. Наиболее эффективным инструментом здесь являются аналитико-инновационные сессии. В таких сессиях участники непосредственно отрабатывают взаимодействие при решении вопросов своей производственной деятельности в соответствии с оргпроектом, обеспечивающим получение как производственных, так и личностных результатов.
Формирование команд других типов может осуществляться с использованием бизнес-симуляции – особого типа деловых игр, осуществляемых по индивидуально для каждого случая разрабатываемым сценариям.

Заказы на проведение аналитико-инновационных сессий и бизнес-симуляций как тренингов командообразования принимаются через форму обратной связи.