⇒ Главная ⇒ Консалтинг ⇒ Обратная связь ⇒ Карта сайта
⇒ Глубокий процессный консалтинг ⇒ Аналитико-инновационные сессии ⇒ Внедрение процессного управления ⇒ Устранение внутренних барьеров для быстрого роста
⇒ Разработка и сопровождение реализации стратегии развития компании ⇒ Разработка бизнес-концепций и бизнес-планов ⇒ Командообразование ⇒ Истории из нашей жизни
 
 

Внедрение процессного управления


beesapps.com

В XXI веке наиболее болезненным недостатком организации производства, приводящим к многочисленным трансакционным издержкам (издержкам взаимодействия), является отсутствие четко регламентированного взаимодействия между отдельными работниками, подразделениями, направленного на создание конечного продукта, удовлетворяющего потребителя.

Сформулированный в 1776 году Адамом Смитом принцип разделения труда в свое время позволил достичь многократного роста производительности труда на основе глубокой специализации и разделения процесса производства на множество элементарных операций. Но основанный на фрагментации процесс подвержен сбоям. Сбои неизбежны, так как в процессе слишком часто происходит передача ответственности. Каждая передача влечет за собой очереди, скопление продукции и простои. Кроме того, цели отдельных операций и даже процессов, сроки их исполнения и другие параметры часто бывают не согласованы друг с другом, а результаты не соответствуют запросам потребителя конечного продукта. Чем больше элементарных операций выделено в процессе, тем больше опасность их несогласованности и возникновения трансакционных издержек.

По данным компании «Современные технологии управления» (https://www.businessstudio.ru/promo/for_owners/), 59% бизнес-процессов, протекающих в 165 российских компаниях, имеют значительное количество фундаментальных ошибок, 36% – ограниченное количество фундаментальных ошибок и лишь 5% не содержат ошибок.

В течение 200 лет компании мирились с неудобствами, неэффективностью и издержками, связанными со сложными процессами, ради того чтобы использовать преимущества упрощенных заданий каждому работнику. Но сложность сегодняшних производственных и управленческих процессов порождает столь высокие и трудно устранимые трансакционные издержки, что их называют «бичом XXI века». В современных условиях необходимо кардинальное изменение принципов организации и управления производством. Таким изменением является внедрение процессного управления.

Бизнес-процесс – это последовательность работ (действий, процедур) по переработке четко определенных ресурсов в четко определенные результаты, обладающие добавленной ценностью, по заданным регламентам (технологиям).

Сущность процессного управления: вместо того, чтобы, как обычно, разбивать производство на отдельные операции и группировать их в функции, каждая из которых выполняется отдельным подразделением, имеющим свои цели, стимулы к деятельности и ответственность, при процессном управлении делают акцент на интеграции отдельных операций в целостные процессы. Назначается руководитель («владелец») каждого процесса, принимающий решения по его реализации и отвечающий за все «стыки» между исполнителями.

Традиционные функциональные или линейно-функциональные структуры производства группируют в одну функцию одинаковые операции, выполняемые для реализации разных процессов. Функциональный или линейный руководитель «не видит» целостного процесса, завершающегося созданием конечного продукта. Он обеспечивает квалифицированное выполнение операций своей функции, обеспечивает исполнителей необходимыми ресурсами, но не может «состыковать» операции своей функции с операциями соседних функций. При процессном управлении функциональный (линейный) руководитель остается на своем месте и выполняет те же задачи, но цели и сроки выполнения каждой операции согласует с руководителем процесса, а руководитель процесса (и все исполители) руководствуются регламентом процесса. Тем самым обеспечивается согласование операций, отнсящихся к разным функциям, их направленность на своевременное и качественное производство конечного продукта. Взаимодействие руководителя процесса с фунциональными (линейными) руководителями определяется локальными нормативными актами компании.

Процессное управление исключает передачу ответственности от одного руководителя к другому, тем самым снижает потери времени и материальных ресурсов, уменьшает вероятность выпуска продукта или услуги, не соответствующих потребностям клиента, объединяет исполнителей всех операций общими целями, повышает мобильность организации при изменениях рыночной конъюнктуры.

Внедрение процессного управления предполагает:

  • описание (моделирование) существующих в компании процессов («как есть»);
  • анализ описанных процессов, выявление недостатков;
  • внесение изменений для устранения выявленных недостатков – проектирование процессов «как должно быть», составление регламентов процессов – руководства для исполнителей, при этом используются принципы «бережливого производства»;
  • в соответствии с разработанными регламентами внесение изменений в локальные нормативные акты, в том числе, положения о подразделениях, должностные инструкции персонала;
  • внедрение разработанных регламентов – реальные изменения работы в соответствии с разработанными регламентами бизнес-процессов.

Более глубокая процессная трансформация предполагает не только оптимизацию и регламентацию отдельных процессов производства и управления, но и оптимизацию процессной архитектуры всей компании. Именно такая работа означает полноценное внедрение процессного управления.

Внедрение процессного управления, как правило, требует существенного изменения информационных технологий, используемых для управления компанией. Изменяются и ключевые показатели деятельности исполнителей (KPI). Как правило, существенные изменения вносятся в систему стимулирования персонала.

Персонал компании принимает участие в описании, анализе, оптимизации и регламентации бизнес-процессов. Тем не менее, в большинстве случаев внедрение изменений встречает сопротивление исполнителей вследствие их консервативности, привычки к ранее действовавшей организации производства и управления. Внедрение процессного управления требует изменения организационной культуры компании, для чего с успехом применяются аналитико-инновационные сессии и другие мероприятия.

Процессный подход в корне меняет принципы организации деятельности и управления ею.
Переход от традиционного функционального к процессному управлению – кардинальное изменение деятельности компании.
В условиях современного рынка другого способа повышения производительности труда и конкурентоспособности компании – замены процессному управлению не существует.

Самарская школа бизнеса имеет многолетний опыт внедрения процессного управления в компаниях.

Мы готовы приступить к совместной с Вами работе по внедрению процессного управления в Вашей компании. Предварительные переговоры могут начаться уже сегодня. Получить ответ на интересующие Вас вопросы и подать заявку на выполнение консалтинговых услуг можно, воспользовавшись формой обратной связи или по электронной почте ssu_econcentre@mail.ru.